Пн-вс: 09:00—18:00
whatsapp telegram vkontakte email

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания комаровский

Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD)

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а у примерно 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект — она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии — это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
Признаки гиперактивности
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки — нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.

Признаки для трех первичных подтипов:

А. Дефицит внимания:

1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

В. Гиперактивность и импульсиность:

1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
5. Действует, как будто «заведенный».
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

Причины гиперактивности

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.

Распространенность и прогноз
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков.

Читайте также:  Гиперактивность и синдром дифицита внимания

Лечение
А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).

Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.

Источник: ИМС НЕВРОНЕТ

опубликовано 25/11/2009 14:32
обновлено 21/05/2013
— Неврология и психиатрия

Повышенная активность некоторых деток пугает мам, так как они относят ее проявлению синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Действительно, такая вероятность существует. Однако стоит ли паниковать сразу, и как понять, где норма, а где патология? Ведь если вовремя распознать проблему, с ней можно будет бороться.

Доктор Комаровский - обзор дефицит внимания

Доктор Комаровский

Рассмотрим, как дефицит внимания понимает Комаровский, и ознакомимся с рекомендациями профессионала, которые помогут родителям при воспитании гиперактивного ребенка.

Чем активный малыш отличается от гиперактивного?

Синдром дефицита внимания по мнению Комаровского встречается почти у 7% деток.  Ребенок с СДВГ не будет обдумывать свои действия, осуществляя каждый свой шаг под воздействием импульсов. Он постоянно задает вопросы, при этом не выслушивая на них ответы. Игры он предпочитает подвижные с минимумом правил и отсутствием необходимости концентрироваться.

Активный малыш фото

Активный малыш

Причем заметить первые признаки синдрома можно будет уже у грудничка. Он будет будто пытаться вырасти быстрее, научиться ходить и говорить. Такие малыши быстро теряют интерес к игрушке, плохо спят и капризничают.

Однако самостоятельно ставить диагноз не стоит. Только опытный психолог или психиатр сможет установить, действительно ребенок имеет СДВГ, или его активность – это всего лишь черта характера.

Читайте также:  Какие синдромы при раке легких

Статья в тему: Занятия псхолога и логопеда с ребенком с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности Комаровский отличает от обычной общительности и импульсивности по тому, как это влияет на жизнь ребенка в целом. Если он способен нормально поддерживать отношения в коллективе, играть с другими детьми без регулярных конфликтов и успешно обучаться, то вероятнее всего, синдрома нет.

Но если вы отмечаете, что гневливость, неспособность сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания или излишняя импульсивность начинает влиять на жизнь вашего чада, стоит незамедлительно обратиться к психологу.

Как лечить СДВГ у ребенка по Комаровскому: советы родителям

СДВГ по мнению Комаровского – это никак не приговор, а скорее сигнал к необходимости особо внимательно отнестись к своему ребенку.  Помните о важности комплексности лечения, которое предполагает обращение в обязательном порядке к специалисту, и полное выполнение всех его рекомендаций. Среди них может быть медикаментозное лечение, посещение семейной и индивидуальной психотерапии.

Не стоит забывать и о личном вкладе, который мамам и папам придется внести в лечение.

Существует ряд рекомендаций, способных облегчить воспитание гиперактивных детей:

  • прежде чем обратиться к ребенку, устраните другие объекты, привлекающие его внимание (мультики, игрушки, компьютерные игры и т.п). В противном случае он вас может просто не услышать;
  • постоянно придерживайтесь установленных правил, не меняя их. Если вы что-то запретили сегодня, то завтра и послезавтра это также останется под запретом. Тут важна последовательность и четкое объяснение рамок;
  • выработайте режим дня, при котором одни и те же действия будут осуществляться в строго отведенное время. Для этого можно проконсультироваться с психологом или психиатром;
  • постарайтесь найти ребенку занятие, способное стать для него настоящим хобби. Для этого определите, что у него действительно получается делать. При этом акцентируйте внимание на успехе, а не на неудачах;
  • научитесь взаимодействовать с ребенком вне дома. Продумайте то, как вы будете себя вести, если что-то пойдет не так, а также постарайтесь мягко, но понятно объяснить малышу, как именно стоит себя вести.

Статья в тему: Как вести себя с гиперактивным ребенком.

Как успокоить ребенка с СДВГ

Важно помнить, что угрозы и агрессия не дадут абсолютно никаких плодов, когда малыш становится практически неуправляемым. Согласно словам Комаровского,  дети с диагнозом СДВГ лучше откликаются на уверенную манеру общения, спокойствие и теплоту, которая позволят ребенку расслабиться.

Фото спокойной мамы - когда успокаивает малыша

Спокойствие мамы во время успокоения ребенка

Практикуйте методы релаксации и выполнение физических упражнений. Для их назначения стоит проконсультироваться с врачом. Чаще всего советуют устраивать несколько раз во время занятий физкультминутки, практиковать йогу и медитацию.

Также хорошо помогает простое переключение внимания. Например, когда вы замечаете, что ребенок вот-вот «взорвется», отложите учебники или приостановите игру, и предложите ему взамен другую деятельность.

В первую очередь успокойте себя!

Кроме этого, говоря о СДВГ у детей, Комаровский акцентирует внимание и на состоянии родителя. Ведь именно ему придется принять основной удар в лечении, а значит, его собственное состояние также должно быть в норме. Старайтесь выделять хотя бы 20 минут в день для себя. Вместе с ребенком осваивайте методы релаксации, и в любую удобную минуту отдыхайте. Помните, именно вы являетесь той опорой, которая так нужна вашему малышу.

Что об этом говорят родители

Опыт у каждого свой, и не всегда удается справиться с СДВГ. Однако, как показывает практика, упорный труд и хорошее понимание потребностей своего малыша, позволяют добиться видимых результатов. Ниже представлены отзывы мам, которые проходят борьбу с расстройством вместе со своими малышами.

Отзывы о детках с гиперактивностью
Почему не стоит волноваться В чем могут возникнуть сложности
Ира

Я своего сына обожаю именно за то, какой он есть. А именно, он живой и подвижный. Всегда что-то рассказывает. Мы с мужем не сдаемся, направляем его. Так что особых проблем даже не заметили. Любите своих детей!

Гость

«…Такое впечатление, что все лечение – это простая трата времени. Поведение дочки ужасное, дисциплины никакой…». 

Гость

Да, сыночек у нас не подарок. Но мы водим его к психологу в центр, и это дает свои плоды. Может импульсивность и осталась, но это управляемо.

Мира

Пропили препараты, отходили к психологу. Но что-то результата нет. Сказали заниматься еще дома усиленно. Хотя как заставить ребенка усидеть на месте, вообще не представляю.

Гость

Постоянно занимаюсь с ребенком дома, и вожу его к психотерапевту. Плюс, принимаем препараты. Немного устранились симптомы. Но это только полгода лечения. Думаю, дальше будет лучше.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайте u-mama.ru.

Вывод

Чем больше сил вы вкладываете в своего ребенка, тем быстрее будет заметен результат. Главное помнить, что невозможно справиться с проблемой в одиночку, и не стоит делать из здорового ребенка своего пациента. Посетите врача, установите точный диагноз, и следуйте его указаниям. Тогда есть шанс, что уже к моменту взросления малыш станет здоровым.

Видео — Гиперактивный ребенок — Школа доктора Комаровского

Видео — 10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский

Ссылка на основную публикацию
Похожее